Тему воспитания детей и молодежи, в частности, патриотического, в нашем обществе не поднимал разве ленивый: левые и правые, русофилы и западники, националисты и коммунисты, украиномовни и русскоязычные… Список озабоченных будущим молодежи можно продолжать до сколько угодно. Но, как это ни прискорбно, ни одна из общественных сил не осмелилась предложить ни здравого, аналитического взгляда на очевидную проблему, ни действенных технологических приемов по ее преодолению.
В нашей истории были случаи, когда дело воспитания подрастающего поколения было на действительно высоком уровне: вспомнить, хотя бы, скаутские организации Галиции в начале ХХ века, либо – пионерию советской Украины. Но, как это ни прискорбно, с обретением Украиной независимости все наработки в этой области пошли прахом. Всё было брошено на произвол судьбы во имя быстрой наживы. Не спасает ситуации даже национально ориентированная сильная Национальная скаутская организация Украины «Пласт».
Ведь, благодаря ловким делкам, паразитирующим на теме патриотического воспитания украинской молодежи, в сознании гражданского общества засел уродливый и угрожающий штамп – патриотическое воспитание молодежи нации ни к чему. В одном случае – это поспешное забивание молодых умов конъюнктурной околополитической требухой и отмывание жалких копеечек, выпрошенных у государства или у спонсора, или же, в другом – «забивание» на молодежь в принципе, с, опять таки, обязательным жалким поспешным дерибаном выклянченных копеечек. А человек – он ведь не дурак, в принципе, а молодежь – особенно. Поэтому, положа руку на сердце, можно чисто по-человечески понять молодого человека (а в Украине такими являются, согласно законодательству, граждане от 14 и до 35 лет, и даже есть целый сектор государственной политики, называемой молодежной с соответствующим министерством), которого при словосочетании «патриотическое воспитание» начинает, в лучшем случае, тошнить. Молодой человек – он ведь всем своим нутром чует, что клянчащий жалкие копейки у господ и государства попрошайка и брюзжащий на других, озабоченный очередным «-измом» неудачник не просто не могут, а не имеют права заниматься воспитанием подрастающего поколения, исходя, хотя бы, из чувства общественного самосохранения и понятия национальной безопасности. Повторяю: неудачник-попрошайка не может заниматься патриотическим воспитанием молодежи!
Ведь как сейчас происходит: нужен молодежный фестиваль – спонсор (или государство), дай денежку, пожалуйста! Нужен военно-патриотический детско-юношеский лагерь – дай денег! Нужна политическая поддержка молодежной организации в избирательном процессе – дай денег! Нужен конкурс – дай денег! Нужна помощь – дай денег! Деньги, деньги, деньги… Дай! Дай! Дай! Замкнутый порочный круг «деньги за услуги» приводит к проституированию сознания молодых, неокрепших умов. Особенно, когда еще и видишь, что даже за нахальное воровство денег, выпрошенных у спонсора на поддержку детей и молодежи, нет никакого спросу. Поэтому, вопрос о том, какие ценности и мировоззрение формируются у наблюдающего за всей этой порнографией молодого человека, предполагает ужасающий ответ.
Поэтому, исходя из здравого смысла, трезвого взгляда на сложившуюся ситуацию, исходя из общественного интереса, предлагаю свое видение общей концепции и технологических решений этого непростого вопроса – патриотического воспитания молодежи. Как уже упоминалось выше, я уверен, что:
- Попрошайка не должен работать с молодежью;
- Неудачник не должен работать с молодежью;
- Вопросы языка, идеологии и исторические спекуляции являются яблоком раздора и не объединяют, а сеют вражду в обществе, особенно, среди не научившейся критически осмыслять действительность молодежи;
- Патриотизм не имеет ничего общего с идеологическими спекуляциями, патриотизм – это четкое осознание уважения к ближнему и любви к «патрии» – земле, предкам, наследникам;
- Ориентирами в работе с украинской молодежью могут и должны быть одновременно и скаутские организации Западной Украины начала ХХ века, и пионерия/комсомол Советской Украины, и нужно искать путей, как этого достичь. Здоровое общество не предполагает наличия в себе ни «пятой колонны», ни «козла отпущения»;
- Только личный пример самообеспечения, самодостаточности, успешности, сострадания, чувства солидарности и активной жизненной позиции молодого человека могут быть залогом воспитания достойного гражданина достойного общества;
- Необходимо чисто техническое знание как на минимальной материально-технической базе, при помощи небольшой информационной поддержки перевернуть само представление о работе с молодежью и привлечь к активной жизненной позиции уйму молодых людей. Только это должно быть предметом общественной дискуссии на эту тему, а не спекуляции о том, кто больше любит «Нэньку-Украину» и чей язык правильней и «националистичнее», к примеру;
- Необходимо знание, как поставить работу с молодежью так, чтобы в минимальном варианте вывести существование организации на самоокупаемость, а при максимально технологичном подходе – сделать прибыльной. И только тогда мы сможем отвратить нашу молодежь от тлетворного влияния улицы и физического и морального разложения. Только примером успешности;
Именно поэтому нужен не спонсор, который видит свой узкий коммерческий интерес и слышать не хочет о национальной идее. Нужен инвестор – настоящий национальный производитель, который обеспечит критическую трансформацию общественного сознания: общество должно производить не товары и услуги, а человека. Экономика должна трансформироваться в педагогику. Только тогда возможен рывок вперед. Ведь только сильная, самодостаточная молодежь может уверенно смотреть в будущее и не боится никаких препятствий. В свою очередь, я надеюсь, по крайней мере, на активизацию дискуссии по этому вопросу. Комментарии и здоровая критика статьи приветствуются и поощряются.
P. S. Автор заметки – этнический украинец и коренной киевлянин в седьмом поколении. Украинский язык мой родной как в быту, так и в работе. Радикальный националист. Был и являюсь членом многих национально-патриотических организаций Украины. Русский язык для написания статьи выбрал нарочно. Во-первых, чтобы подзадорить «шароварщиков» от национальной идеи (тем, которым даже украинский дубляж порнофильмов ночью на канале «Кино» выдается значительным достижением в политике украинизации); во-вторых, уверен, чем больше языков ты знаешь, тем больше ты человек. Почему бы не начать с русского? Бояться (русского языка, в частности) не следует – когда уйдет страх, все остальное придет. В том числе и понимание, как, все же, нужно воспитывать нашу молодежь.